Ariane 6: строительство стартового комплекса и горизонтальная сборка ракет.
Ракеты Ariane 6, вероятно, будут собираться в горизонтальном положении.
Сборка новой пусковой площадки для европейской ракеты Ariane 6, которая, по информации ряда источников, вероятно, будет собираться в горизонтальном, а не вертикальном положении, должна начаться в ближайшее время на территории заброшенного карьера во Французской Гвиане.
По сообщению издания Spaceflight Now, стартовая площадка должна быть готова к моменту первого запуска ракеты Ariane 6, который намечен на 2020 год. Комплекс будет включать в себя пусковую установку, пламеотводящий канал и сопутствующие производственные цеха, в которых будет проводиться сборка двухступенчатой ракеты, подсоединение к ней двигателей и модуля полезной нагрузки.
[spoil]Чиновники сообщают о том, что ракету Ariane 6 планируется собирать в горизонтальной форме – такая практика давно используется при организации космических запусков в России, а недавно началось её использование при подготовке к запуску ракет семейства Delta 4 компании United Launch Alliance и ракет Falcon 9 компании SpaceX.
Два источника, знакомые с наземными системами для ракеты Ariane 6, отметили, что двухступенчатая основа ракеты будет собрана лёжа на боку. Однако официальные лица компании, ответственной за запуск, пока ещё не приняли решения о том, будет ли модуль полезной нагрузки подсоединен к ракете также в горизонтальном положении, или же в вертикальном – после того, когда она будет установлена на стартовой площадке.
Представитель пресс-службы компании Airbus Safran Launchers также указвает, что в настоящее время ещё не утверждена окончательная схема сборки ракеты.
Способ сборки ракеты отличается от способа сборки, принятого для предыдущих ракет семейства Ariane. В частности, ракета Ariane 5, как и её предшественники, собирается в положении стоя, на мобильной пусковой платформе, где технический персонал присоединяет к ней двигатели, верхнюю ступень и модуль, несущий в себе спутник.
Площадка для запуска ракеты Ariane 6 будет построена на территории бывшего карьера в нескольких милях от существующего пускового комплекса Ariane 5. На площадке уже проведены некоторые земельные работы, часть её заполнена водой, которая сформирует бассейн, играющий роль пламеотводящего канала для ракеты Ariane 6.
В ближайшие недели Европейское Космическое Агентство планирует подписать с компанией Airbus Safran Launchers контракт ценой в несколько миллиардов долларов, который позволит завершить работы по созданию ракеты Ariane 6. Как ожидается данное соглашение будет предусматривать вложение как правительственных, так и частных средств. В частности, европейские правительства дадут львиную долю необходимых средств, а компания Airbus Safran Launchers выделит из собственных фондов оставшуюся часть.
За работу европейского космопорта – Космического центра в Гвиане, расположенного на северном побережье Южной Америки – отвечает французское космическое агентство CNES. Космодром лежит примерно на 5 градусе северной широты, вблизи экватора, что позволяет получить прирост ускорения запуска за счёт силы вращения Земли.
19 июня в CNES объявили о выборе французской гражданской строительной фирмы Eiffage TP, которая должна была начать земельные работы на стартовой площадке 29 июня 2015 года.
«Подписание данного контракта Eiffage TP позволяет агентству CNES начать практические работы по созданию пусковой площадки для ракеты Ariane 6, которая вводится в эксплуатацию по решению конференции, прошедшей в Люксембурге, – говорит президент CNES Жан-Ив Ле-Галль. – Целью CNES является проведение в 2020 году первого запуска ракеты Ariane 6, который должен способствовать укреплению позиции Европы в качестве лидера в сфере запусков коммерческих спутников».
Контракт ценой в 14,8 миллиона евро (16,6 миллиона долларов) охватывает подготовку площадок для прокладки дорог и сооружения зданий, а также проведение работ по выемке земли и скальной породы. Контракт заключён на срок в 12 месяцев, однако в агентстве CNES говорят, что основная часть работ должна быть завершена в ближайшие шесть месяцев – до начала сезона дождей в Гвиане.
В агентстве CNES сообщают, что общая площадь территории пускового комплекса составит 170 гектаров – 420 акров, а в рамках стройки должно будет быть перемещено около 1 миллиона кубических метров различных материалов.
Стартовая площадка получит имя ELA-4, представляющее собой сокращение от французской фразы Ensemble Lancement Ariane (Комплекс запуска ракет Ariane) – в соответствии с требованиями соглашений, определяющих присвоение имён стартовым площадкам Ariane.
В компании Eiffage TP планируют использовать инновационные технологии для проведения землекопных и строительных работ, в частности – использовать цемент и гидравлическое вяжущее, что позволит строителям использовать в работе почву, взятую на месте строительства площадки, – говорится в пресс-релизе CNES. Данная технология сокращает затраты на транспортировку почвы и улучшает такие показатели, как углеродные след и прочие виды воздействия на окружающую среду территории, прилегающей к площадке.
В агентстве CNES также указали на высокое значение данной стройки для местного рынка. По данным агентства, минимум три четверти всех проводимых работ обеспечит развитие экономики Французской Гвианы, будучи непосредственно связанными с ней.
В дальнейшем Французское космическое агентство планирует найти подрядчика для сооружения инфраструктуры, обеспечивающей сборку ракет и дополнительную поддержку работы стартовой площадки.
Ракета Ariane 6, запуски которой будет обеспечивать компания Arianespace, большая часть акций которой вскоре перейдёт под контроль Airbus Safran Launchers, будет представлена в двух вариантах конфигурации – для запуска одного или двух сразу крупных спутников, выводимых на низкие или другие значимые для операторов коммерческих телекоммуникационных спутников геостационарные орбиты.
Основная ступень ракеты Ariane 6 будет снабжена водородным двигателем типа Vulcain, основанного на тех же принципах, которые сегодня используются в ракете Ariane 5. Для верхней ступени ракеты Ariane 6 в настоящее время разрабатывается новый криогенный двигатель Vinci.
В зависимости от типа проводимой космической миссии, инженеры могут установить в основании ракеты два или четыре твердотопливных ракетных двигателя, которые должны помочь поднять ракету над пусковой площадкой.
Более мощная версия ракеты – Ariane 64 с четырьмя ускорителями – сможет одновременно запускать на орбиту два мощных спутника связи, при использовании двойного модуля полезной нагрузки, аналогичного тому, который сегодня используется в ракете Ariane 5.
Европейское космическое агентство и его отраслевые партнёры установили ориентировочную стоимость ракеты в конфигурации Ariane 64 на уровне в 91 миллион евро (102 миллиона долларов). Если ракета будет продаваться по данной цене, то два оператора спутников, заинтересованные в проведении запуска, смогут разделить данную сумму на двоих, выложив за запуск примерно по 50 миллионов долларов каждая. В Arianespace считают, что такая цифра вполне конкурентоспособна на мировом рынке.
Европейские лидеры космической отрасли в лице организации ESA утвердили проект создания новой ракеты на прошедшей в декабре 2014 года конференции на уровне министров, после того, как ракета Ariane 5 столкнулось с мощным давлением от своих конкурентов из SpaceX, которые начали предлагать проведение космических запусков по более низким в сравнении с прочими западными компаниями ценам.[/spoil]