«На самом деле мы работаем почти со всеми [негеостационарными операторами]», — сказал Данкберг в ходе телеконференции Viasat, — и «будем смешивать и сопоставлять их по мере необходимости в зависимости от сделок».
OneWeb и Starlink в настоящее время обладают единственными действующими высокоскоростными широкополосными сетями LEO. Amazon планирует начать предлагать ранние услуги Project Kuiper позднее в этом году, а через несколько лет в сеть выйдут Lightspeed от Telesat и OuterNet от Rivada Networks.
Однако, как и Starlink, сеть OneWeb использует радиоволны Ku-диапазона, в то время как широкополосные спутники на геостационарной орбите (GEO), которые Viasat предоставляет своей единой морской службе NexusWave, работают в Ka-диапазоне. Это создает проблемы интеграции, включая необходимость в отдельных пользовательских терминалах.
«Похоже, что судовые операторы полностью согласны с идеей наличия отдельных компонентов антенн LEO и GEO», — сказал Данкберг, добавив, что это одна из причин, по которой компания начинает предлагать многоорбитальные системы на море.
Предлагаемые сети Amazon, Telesat и Rivada работают в частотах Ka-диапазона.
Между тем, Starlink заключила партнерское соглашение с GEO и оператором средней околоземной орбиты SES, чтобы предоставить единый сервис для круизных лайнеров.
Хотя спутники GEO больше подходят для доставки больших объемов широкополосной связи в районы с высоким спросом, Данкберг сказал, что клиенты все чаще требуют возможностей с более низкой задержкой, которые LEO может обеспечить, находясь намного ближе к Земле.
Поиск альянсов
Тем не менее, компания Viasat, базирующаяся в Карловых Варах, Калифорния, не планирует развертывать собственную группировку LEO.
«Наша цель — создание экосистемы партнерства», — заявил SpaceNews в отдельном интервью президент Viasat Гуру Гоураппан.
Гоураппан сказал, что Viasat не обеспокоен тем, что другие устаревшие операторы GEO также стремятся интегрировать возможности LEO на фоне растущей конкуренции со стороны Starlink, например Intelsat, который сотрудничает с OneWeb в основном на авиационном рынке.
«В мире LEO существует много избыточных мощностей», — сказал он, тогда как операторы GEO «гордятся собой с точки зрения оптимизации мощностей и высокого уровня их использования».
Планируется, что служба Viasat NexusWave начнет работать до конца июня, поскольку OneWeb решает проблемы наземной сети, мешающие глобальному покрытию .
Преимущества приобретения
Viasat сообщила о рекордной выручке в $4,3 млрд за год до конца марта, что на 68% больше, чем $2,6 млрд год назад после приобретения британского спутникового оператора Inmarsat.
Рост был в первую очередь обусловлен продолжающимся усилением государственного и авиационного бизнеса группы, несмотря на вторжение Starlink и здесь.
В апреле SES объявила о соглашении о покупке Intelsat за 3,1 миллиарда долларов для укрепления своего бизнеса, присоединившись к волне консолидации операторов, в ходе которой в прошлом году старый игрок GEO Eutelsat приобрел OneWeb.
«Конкуренция — это хорошо, — сказал в интервью Говраппан из Viasat, — это действительно говорит о том, что рынок большой и растущий, и у вас будет большая конкуренция».
Он сказал, что предоставление услуг мобильного широкополосного доступа «не является рынком, где победитель получает все», и он достаточно велик для всех, даже с учетом того, что вскоре к борьбе присоединятся такие новички, как Amazon.
Viasat сообщила о росте скорректированной EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) на 181% в годовом исчислении по сравнению с продолжающейся деятельностью до $1,4 млрд в 2024 финансовом году.
Однако компания также зафиксировала чистый убыток в размере $1,1 млрд, главным образом из-за чистых списаний в размере $905 млн, связанных с отказами спутников ViaSat-3 F1 и Inmarsat-6 F2 в прошлом году, а также отменой программы ViaSat-4.
ViaSat-3 F1, первый из трех космических аппаратов с пропускной способностью 1 терабит в секунду, которые будут предоставлены Boeing, должен начать коммерческую эксплуатацию в середине 2024 года с менее чем 10% этой пропускной способности после неудачного развертывания антенны.
Гоураппан сообщил, что на данный момент компания получила 55% страховой стоимости ViaSat-3 F1 в размере 421 миллиона долларов и 100% своего иска в размере 348 миллионов долларов по Inmarsat-6 F2.
ViaSat-3 F2 и F3 также продолжают планировать запуск своих услуг во второй половине 2025 года в Северной и Южной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе соответственно. ViaSat-2 F1 расположен над Америкой, но после запуска F2 будет перенесен на Европу, Ближний Восток и Африку.
В целом Viasat планирует сообщить о неизменном доходе в 2025 финансовом году. Хотя компания ожидает увеличения бизнеса со стороны государственных клиентов и, в частности, авиакомпаний, она прогнозирует снижение доходов от фиксированного широкополосного доступа в США на фоне жесткой конкуренции со стороны Starlink.
22 мая акции компании закрылись на уровне $15,74, снизившись более чем на 16% после объявления о прибылях и убытках.