Как рассказал директор департамента потребительской электроники Samsung Electronics в России Дмитрий Карташёв, премиальные телевизоры - это сегмент рынка, который растет несмотря на непростую экономическую ситуацию в России. По данным Gfk, в 2013 г. в России было продано 9,2 млн телевизоров, в 2014 г. - 10,4 млн, что на 13% больше.
Однако в 2015 г. продажи упали на 47% до 5,5 млн штук. В 2016 г. продажи телевизоров в России упали на 6% до 5,2 млн штук. В стоимостном выражении продажи росли в 2013 и 2014 гг., однако в 2015 г. упали на 33% до 132 млрд руб., а в 2016 г. выросли незначительно - на 2% до 135 млрд руб.
"Сегмент премиальных телевизоров - мы понимаем по ними устройства с ценой более 100 тыс. руб. - показывал незначительно падение в 2015 г. и существенный рост в 2016 г. В 2015 г. было продано 52 тыс. таких устройств, а в 2016 г. - 69,2 тыс. А в стоимостном выражении продажи премиальных телевизоров в 2015 г. упали на 9% до 9 млрд руб., зато в 2016 г. выросли на 26% до 11,5 млрд руб.", - отметил он.
Линейка QLED-телевизоров Samsung относится к премиальному классу.
Стоимость такого телевизора будет в диапазоне от 140 тыс. руб. до 1,4 млн руб. Как говорит Дмитрий Карташёв, Samsung ожидает, что в штучном выражении продажи новых устройств составят несколько процентов от продаж всех телевизоров вендора.
"Однако в стоимостном выражении их доля будет существенно больше - около 10% от всех продаж", - подчеркнул он. Подавляющее большинство выпускаемых телевизоров Samsung поддерживают формат Full HD, добавил он. Помимо премиальных телевизоров, у компании есть и UHD телевизоры для массового сегмента, стоят они 35-40 тыс.
Сейчас Samsung запустил процедуру предзаказа на новую электронику. "Текущий статус предзаказа опережает наши ожидания, поэтому мы уверены, что телевизоры получат достойную оценку со стороны наших потребителей", - подчеркнул он.
Тем временем Дмитрий Карташёв признает, что развитие устройств идет на шаг впереди развития контента. "Однако мы уже видим, что все больше и больше появляется фильмов и контента в 4К. Мы уверены, что чем больше на рынке будет устройств, которые поддерживают такие форматы, тем больше будет появляться соответствующего контента", - говорит он.
По его словам, премиальный контент в 4К поставляют партнеры Samsung по всей России. Среди них - онлайн-кинотеатры Ivi, Megogo, Okko. Кроме того, контент 4К есть и у YouTube: у сервиса недавно появилось приложение, которое позволяет смотреть на Smart TV видео в формате 4K.
По данным представителя федерального ритейлера "М.Видео", в 2016 г. сегмент телевизоров выше 50 тыс. руб. показал рост в натуральном выражении - продажи выросли более чем на треть.
"Телевизоры с поддержкой UHD становятся мейнстримом - продажи в денежном выражении выросли на 75%, в штуках - практически вдвое. Позитивное влияние на продажи ТВ с UHD оказывает рост доступного контента", - скаал он.
Вещание в формате UHD активно развивают российские операторы спутникового ТВ. "Триколор ТВ" в июне 2013 г. первым в России осуществил спутниковую телевизионную трансляцию в новом формате Ultra HD. С 15 ноября 2015 г. "Триколор ТВ" первым в России и одним из первых в мире запустил вещание в UHD-качестве. Абонентам оператора уже доступны телеканалы Insight UHD (производства европейской компании TERN, дистрибуции компании "Первый ТВЧ"), телеканал производства "Триколор ТВ" - Tricolor Ultra HD, по которому круглосуточно транслируется жанровое кино, канал Fasion One, посвященный моде, развлечениям и стилю жизни, а также спортивно-развлекательный телеканал Russian Extreme Ultra.
"С момента старта коммерческого вещания пока не прошло и года, поэтому еще рано приводить конкретные цифры. Однако рост подключений превышает наши первоначальные прогнозы. Ultra HD - новый этап развития современного телевидения. UHD-рынок развивается постепенно: растет проникновение 4K-телевизоров в России, производится больше контента в формате Ultra HD. Проводимые нами исследования, без сомнения, показывают интерес телезрителей к 4К-телевидению", - подчеркнула пресс-секретарь оператора Ульяна Рассказова.
МТС с 7 февраля 2017 г. запустила тестовое вещание телеканала Russian Extreme Ultra (в формате UHD). "МТС запустил UltraHD в тестовом режиме, для изучения спроса на этот контент. Цель теста - сравнение пользовательских предпочтений в городе и в загородных условиях, влияние UltraHD на лояльность и оттоки", - пояснил пресс-секратарь МТС Дмитрий Солодовников.
По его словам, в России пока нет большого объема высокорейтинговых UltraHD-каналов, поскольку спрос в России не сформирован и присутствие каналов UltraHD пока не окупается. "UltraHD - это следующий и неминуемый этап развития телевидения, неизбежный, как в свое время обычное HD-телевидение. МТС, выйдя на рынок, надеется переломить этот тренд. МТС планирует в 2018 г. выйти на 4 канала UltraHD.
Напомню, МТС запустил UltraHD в спутнике и кабеле, готовится запускать в IPTV, чтобы быть готовым первым снять "сливки" с этого рынка, - подчеркнул Дмитрий Солодовников. - Однако вопрос - является ли UltraHD драйвером продаж - открыт до появления рейтингового контента".
Директор по развитию и управлению бизнес-процессами ГК "Орион" Елена Ячменникова сообщила, что спутниковые емкости и технологическая платформа ГК "Орион" позволяют осуществлять трансляцию каналов стандарта Ultra HD, но на текущий момент они не включены в пакеты. "Ultra HD – это не тренд настоящего времени.
По нашему убеждению, массовым спросом такие каналы пока пользоваться не будут. Обусловлено это отсутствием у абонентов необходимого приемного оборудования, высокой стоимостью контента и недостатком адаптированного (переводного) Ultra HD контента на российском рынке", - пояснила она.
С апреля 2017 г. ООО "НТВ-Плюс" начал вещание трех телеканалов в стандарте сверхвысокой четкости (Ultra HD) в Дальневосточном федеральном округе и в Сибири.
До майских праздников 4К-вещание станет доступно для абонентов оператора в европейской части страны.
Как говорит аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин, премиальный сегмент рынка относительно слабо зависит от экономической конъюнктуры. "При этом важным драйвером роста скорее являются технологические веяния и модные тенденции. Таким образом, всплеск спроса вполне может быть обусловлен тем, что к текущему моменту устарели предыдущие премиальные линейки производителей.
Между тем, новые технологии, в том числе Ultra HD, как существенно улучшающие пользовательский опыт у владельцев телевизоров, закономерно занимают их место", - считает он. По его мнению, ограничивает спрос на UHD-телевизоры небольшое количество контента.