Побережье Аравийского моря в штате Гоа – любимое в Индии место отдыха российских туристов и край, где разворачиваются странные события. Миллионер (Андрей Смоляков) разыскивает дочь-старшеклассницу, сбежавшую из его частного самолета. Парень из Новосибирска (Пётр Фёдоров) ищет быстрое «просветление» и находит диджея, торгующего ЛСД. Влиятельный чиновник объявляет жене (Екатерина Волкова), что больше ее не любит, и та пускается во все тяжкие. Наконец, двое мелких бандитов рыщут в поисках сексуально-наркотического приключения – и натыкаются на дочь миллионера.
Режиссер Петр Буслов с нами еще надолго (тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!), но уже внес достаточный вклад в российскую культуру, чтобы зрители никогда его не забыли. В «Бумере» он подарил нам Главную Русскую Отмазку («Не мы такие – жизнь такая!»), а в своей новой драме постановщик презентовал Главную Русскую Правду. «Русские, вы – говно!» – кричит в запале чувств герой Федорова, когда индийская полиция задерживает его за участие в массовой драке. Всего три слова, но какая в них глубина! Какое попадание в точку! Какая свежая и оригинальная мысль! Наконец-то мы узнали ответ на так долго мучивший нас вопрос о том, почему у нас такие дороги и такие дураки!
Чтобы проиллюстрировать главную идею фильма, Буслов на всем протяжении картины жонглирует несколькими едва пересекающимися сюжетами, в которых фигурируют сплошь неприятные русские люди. По крайней мере, поначалу неприятные – во второй половине фильма двое из них исправляются и завоевывают-таки зрительскую симпатию. Однако это означает, что первую половину «Родины» смотреть приходится через силу и со скукой, потому что долго наблюдать за неприятными и неинтересными людьми могут только поклонники «Дома-2».
Двумя главными проблемами во время съемок были испепеляющая жара, от которой выходила из строя аппаратура, и неторопливая индийская бюрократия, поразившая даже привычных к российским бюрократам продюсеров
Единственный сразу располагающий к себе герой картины – индийский начальник полиции Дипак. Да, он коррупционер, и полицейский из него не ахти. Но как не влюбиться в человека, который сохраняет буддийскую умиротворенность при виде бардака, творящегося на Гоа из-за туристов! Что еще важнее, Дипак – человек добродушный и участливый, а порой еще и заботливый. И этим он разительно отличается от российских «понаехалов» со всеми их эгоистичными закидонами, завиральными идеями и преступными намерениями. Наконец, у него есть в жизни что-то святое. Как минимум Махатма Ганди, которого он очень уважает.
Индийские участники съемочной группы ранее работали над такими лентами, как «Жизнь Пи» и «Миллионер из трущоб»
Честно говоря, Дипак получился столь колоритным персонажем, что мы бы не отказались от целого сериала о полиции Гоа с ним в качестве центрального героя. Но для нашего ТВ это, наверно, было бы слишком странное шоу. Так что вместо него мы имеем драму о русских в Индии, все сюжеты которой не отходят далеко от наркотиков и наркоторговли. Если «трипы», рейвы и прочее – не ваша тема, то вам в «Родине» не понравятся далеко не только персонажи…
Впрочем, фильм Буслова – это и не увлекательное наркозрелище вроде «Лица со шрамом». Центральная тема картины – перерождение наших людей в экзотическом краю, которое часто случается под влиянием «препаратов». Фильм пытается уверить зрителей, что есть что-то исключительно важное в том моменте, когда, скажем, женщина осознает, что ей надо бросить богатого мужа, коротко подстричься, разукраситься татуировками и начать торговать гашишем. Мол, она наконец-то поняла, в чем состоит ее счастье! Но, во-первых, это какое-то убогое счастье и убогое откровение – стоило ли ради него ехать на Гоа? А во-вторых, если персонаж не вызывает симпатии, то его перерождение близко к сердцу не принимаешь. Это не тот случай, когда за героев искренне болеешь и желаешь им счастья и любви.
При чем здесь Родина? При том, что почти все герои живут на Гоа, потому что терпеть не могут Россию, и своего мнения о нашей стране к концу картины никто из персонажей не меняет. Те, кому приходится вернуться домой, воспринимают это как трагедию. Правда, при всей своей ненависти к Родине они остаются русскими. Но в картине русскость – это скорее проклятие, чем собрание достоинств и недостатков. Открывающая рецензию цитата вполне красноречива. Отметим, что страстный монолог героя о «говнистости» русских – это хоть и крик души, но крик продуманный, перечисляющий реальные претензии и не оставляющий сомнений, что персонаж и в спокойную минуту выразил бы те же мысли теми же ругательствами.
В конечном счете «Родина» – типичная для нашего артхауса лента, которая предназначена публике, солидарной с мрачным авторским взглядом на жизнь. Если вы во всем согласны с «Левиафаном» и аналогичными постановками, то «Родина» вас почти наверняка порадует, поскольку она видит Россию и русских в схожих тонах, хотя до напряжения и драматизма «Левиафана» ей далеко. Если вы не хотите ставить на нашей стране крест, то картина вас, наоборот, разозлит. Если же вы придете в кино, чтобы весело провести время, то «Родина» вас разочарует. В ней есть развлекательные моменты, но это не развлекательное кино, а философский фильм, слишком нудный для зрителей, не готовых размышлять вместе с автором.